Сохранение природы в естественном ее состоянии – достойная цель и основа благополучия каждого жителя нашей планеты. От того, насколько бережно мы отнесемся к дарам земли сегодня, зависит, будет ли в достатке чистого воздуха и воды, лесов и плодородных почв у тех, кто придет после нас. Проект «Все начинается с детства» научит с юных лет заботиться об окружающем мире, чувствовать и любить природу.

Для этого на базе Белгородского лесничества мы планируем организовать школьный питомник, где каждый ребенок сможет попробовать себя в роли лесничьего под руководством опытных специалистов. Приглашаем вас присоединиться к проекту «Зеленая Эра» и сделать мир лучше вместе!

Сегодня понимание важности сохранения окружающей природной среды вышло на государственный уровень. Необходимость воплощения инициатив по формированию у молодежи экологической культуры зафиксирована в новом Федеральном законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». На личном опыте познавая принципы взаимодействия с природой, участники школьного лесничества:

  • научатся отслеживать взаимосвязь качества жизни общества и состояния окружающей природы;
  • узнают, что такое экологическая культура, как она влияет на отдельного человека и благосостояние государства в целом;
  • получат актуальную информацию об экологически-направленном образе жизни и ведения хозяйственной деятельности;
  • разработают и смогут внедрять новые способы улучшения экологической ситуации;
  • повысят уровень экологической грамотности.

Школьные лесничества помогают воспитывать у подрастающего поколения бережное отношение к природе, формировать навыки грамотного природопользования. В ходе совместной деятельности сотрудники лесничеств передают молодежи профессиональные знания, которые в дальнейшем могут стать основой профессии.

Цели и задачи школьного лесничества

Планируя работу нового школьного лесничества, мы ставим своей целью дать учащимся понимание основ экологически ориентированного, рационального отношения к природе, научить школьников активно выражать свою позицию и использовать полученные знания во взрослой жизни.

Исторически сложилось так, что основу экологического десанта среди учащихся школ составляют подростки. Здесь нет ничего удивительного. Это возраст бурлящей энергии, максимальной активности, стремления к познанию себя и окружающего мира.

Именно в это время формируются самостоятельность, способность творчески мыслить, определяется характер, закладывается базис сознательного поведения, представления о нравственности и социальные установки. У подростков проявляется стремление к коммуникации, поиску единомышленников, коллективной работе. Участники школьного лесничества в полной мере смогут реализовать все перечисленное.

При этом мы понимаем, что чем раньше человек осознает свою роль в сохранении и восстановлении природного баланса, тем рациональнее он сможет распорядиться подаренным ему богатством. Поэтому в рамках проекта «Все начинается с детства» мы планируем расширить возрастной диапазон, включив в него практически все возрастные группы, в том числе, дошкольников.

Создавая новое школьное лесничество под патронажем проекта «Зеленая Эра», мы планируем решить ряд актуальных для современного общества задач:

  • расширение кругозора молодежи в сферах лесоведения и экологии;
  • обучение с юных лет грамотному использованию лесных ресурсов, их защите и возобновлению;
  • распространение знаний о значении леса;
  • помощь образовательным учреждениями в организации акций и мероприятий, направленных на пропаганду любви к природе, сохранение лесных ресурсов;
  • проведение информационных кампаний о профессиях, связанных с работой в лесном хозяйстве;
  • передача навыков, которые в дальнейшем позволят детям самостоятельно оценивать состояние лесного хозяйства региона и вносить предложения по его улучшению;
  • знакомство молодежи с видовым составом флоры и фауны родного края.

Структура школьного лесничества

Деятельность школьного лесничества в рамках проекта «Все начинается с детства» будет вестись по нескольким направлениям. Каждое из них станет частью системы комплексного экологического образования юных граждан.

Общеобразовательное направление

Работа с молодежью, в первую очередь, направлена на формирование экологической культуры и способности оценивать влияние различных событий и действий человека на состояние окружающей природной среды.

Дети научатся плодотворно взаимодействовать со сверстниками и представителями старшего поколения, работать индивидуально и в группах, формулировать и аргументировать свое мнение, а также использовать полученные знания на практике.

Занятия планируется вести по специально разработанной программе «Лес и человек», которая познакомит юных любителей природы с такими темами:

  • роль леса в развитии народного хозяйства;
  • охрана лесов от пожаров и браконьерства;
  • защита лесных массивов от вредителей и болезней;
  • лесопользование и уход за лесом.

Эти знания позволят школьникам реализовать творческие способности, получить опыт решения экологических вопросов в сфере лесопользования, изучить специфику профессий, связанных с лесным хозяйством, а также качественно подготовиться к дальнейшему обучению в учреждениях соответствующего профиля.

Кроме того, мы планируем привлекать ребят к участию в специализированных конкурсах, симпозиумах, слетах детских экологических объединений на областном и всероссийском уровнях.

Исследовательская деятельность

Изучая видовой состав лесных массивов, закономерности их развития, способы борьбы с болезнями и вредителями деревьев, школьники постигают основы лесохозяйственных наук, а также делают первые шаги в проведении собственных исследований и написании научных работ

Учебно-практическое направление

Это направление призвано закрепить теоретические знания путем участия в практической деятельности лесных хозяйств. Участники программы:

  • познакомятся с правилами изготовления и размещения на деревьях кормушек и скворечников; 
  • под руководством егерей смогут организовать места для подкормки обитателей леса в холодное время года;
  • научатся ухаживать за разными видами лесных культур;
  • примут участие в озеленении пришкольных территорий; 
  • составят собственные коллекции гербариев, ознакомившись с видовым составом деревьев и кустарников края.

Экологическое просвещение молодежи

Пропаганда бережного отношения к природе – важный аспект работы школьных лесничеств. Передавая полученные знания другим, юные лесоводы смогут глубже усвоить информацию и научатся доносить ее родителям, учителям, младшим товарищам, способствуя, тем самым, формированию экологически ориентированного общества.

Природоохранная деятельность

В основе ее лежит умение рационально использовать, сохранять и восстанавливать природные ресурсы. Участие в акциях по этому направлению воспитывает у подрастающего поколения бережное отношение к природе, помогает получить навыки в сфере охраны окружающей среды.

Примерами таких мероприятий могут служить:

  • проведение «Дня птиц», «Часа Земли» и других экологических акций; 
  • подкормка птиц и животных в холодное время года;
  • изготовление и размещение птичьих гнездовий;
  • сбор мусора в лесу; 
  • очистка родников и берегов рек;
  • патрулирование лесов.

Для развития лесоохранного движения сегодня очень важно тесное взаимодействие существующих школьных лесничеств и создание новых объединений. Проект «Все начинается с детства» откроет новые горизонты для тех, кто уже проявляет интерес к экологической обстановке в Белгородской области, а также будет способствовать распространению знаний о важности сохранения природы для будущих поколений. Благосостояние России и здоровье ее граждан через 10, 20, 100 лет зависит от каждого из нас. Присоединяйтесь к дружной команде проекта «Зеленая ЭРА»!